«Дисциплина и курилка – вещи, которые не подвергнутся изменениям», – Михаил Волков, генеральный директор «Ингосстраха»
Почему «Ингосстрах» теперь будет жить без стратегии, чем вредны изменения в компании, на чем будет зарабатывать и терять деньги «Ингосстрах», рассказывает новый гендиректор Михаил Волков.
Более семи лет «Ингосстрах» прожил в условиях акционерного конфликта, приняв за это время участие более чем в 200 судебных разбирательствах. Будучи заместителем председателя совета директоров, Михаил Волков как раз занимался разрешением спорных вопросов между представителями «Базэла» и чешскими инвесторами. «Раньше нам приходилось отчасти искусственно разводить роли в компании с целью обезопасить гендиректора от претензий и сложностей, происходящих в совете директоров. Сейчас будет более активная совместная работа между менеджментом и советом директоров», – говорит Волков. В прошлом году место чешских акционеров из PPF заняла итальянская Generali, в компании установился хрупкий мир. Михаил Волков, в этом месяце назначенный гендиректором «Ингосстраха», рассказывает, что с итальянскими акционерами, которых он называет «партнерами», отношения очень хорошие. По его словам, за время корпоративного конфликта компания выстроила лучшую в стране систему корпоративного управления. О своих планах он рассказал в первом интервью в новой должности, данном «Ведомостям».
– До того как стать гендиректором, вы долго были заместителем председателя совета директоров «Ингосстраха». Был ли какой-то подготовительный период погружения в оперативное управление?
– Я в компании «Ингосстрах» почти семь лет. С июля
Года полтора обсуждался план действий. Одним из этапов был мой переход к оперативному управлению осенью прошлого года, чтобы еще лучше изучить компанию, лучше подготовиться. С прошлого октября являлся первым замом генерального директора. Александр Григорьев может в ближайшее время быть избран в состав совета директоров, войдя в ряд комитетов [совета]. Это позволит ему работать неполный рабочий день, как он и хотел, и при этом заниматься вопросами стратегии. Вопрос будет решаться на собрании акционеров.
– Он займет пост председателя совета директоров?
– Сейчас, насколько мне известно, таких планов нет, но такой возможности исключать нельзя.
– А его кандидатура обсуждалась с итальянскими акционерами? Их позиция известна?
– В текущем утвержденном списке кандидатов – всего 10 человек на 9 мест… Но я в последние месяцы отошел от обсуждения акционерных вопросов и сосредоточился исключительно на вопросах оперативного управления.
– Чем вы занимались последние семь лет в совете директоров?
– Все это время моя задача, по сути, была координировать работу совета директоров. В настоящее время представители Generali в совете директоров – известные люди, талантливые менеджеры: Джанкарло Арагона [до
У нас за шесть лет было более 200 судебных разбирательств в связи с данным конфликтом. Чешские инвесторы периодически и сейчас делают заявления – но я бы на их месте давно поставил жирную точку. Мне понятно, что они вели себя как нормальный финансовый инвестор, который работает в перспективе на кратко- и среднесрочную прибыль. Какие методы для этого применяются – личное дело каждого инвестора. Вклад в развитие бизнеса с их стороны был никаким, вся задача была выйти из инвестиции дороже, чем они вошли. Соответствующим образом они себя и вели. При этом за время конфликта мы выстроили одну из лучших систем корпоративного управления в России, несмотря на то что нам мешали это делать. Все корпоративные процедуры теперь находятся на лучшем мировом уровне. Новые члены совета директоров даже удивлены некой формализацией в части процедур управления, но это как раз и связано с прошлой историей конфликта.
– Новые члены совета директоров достаточно известные и уважаемые люди, чем они помогают компании в совете директоров?
– К новым членам совета директоров мы относимся с большим уважением. И находимся в постоянном диалоге. Чего не было при прежних представителях в совете директоров. Раньше нам приходилось отчасти искусственно разводить роли в компании с целью обезопасить генерального директора от претензий и сложностей, происходящих в совете директоров. Сейчас будет более активная совместная работа между менеджментом и советом директоров. Среди новых членов совета директоров действительно нет профессионалов в страховании. Но это суперуспешные менеджеры, которые знают, как управлять бизнесом.
– Участники рынка часто упрекают «Ингосстрах» как раз в том, что если корпоративное управление в компании подверглось изменениям, то структура управления бизнес-процессами как раз не претерпела изменений за последние годы.
– Позволю не согласиться. Даже удивлен. Компания развивается с рынком и во многом опережает его. Вопрос управления вечен. И в мире есть много примеров разных структур управления. Страхование – это очень консервативная история, и то, что действующая структура дает результат, – заслуга ее строителей. Только за прошедшие семь лет, когда я имел отношение к совету директоров компании, подходы и методы управления только розничной сетью «Ингосстраха» менялись трижды. Эта структура максимально отвечает требованиям рынка. И мы ее постоянно продолжаем менять, настраивать, чтобы опережать рынок. То же самое касается и других блоков – и корпоративного, и медицины, и компании в целом.
– «Ингосстрах» часто называют кузницей кадров. Такая ситуация сохранится?
– Кузница кадров – это и хорошо, и плохо. Сейчас практически в любой крупной российской страховой компании или брокере вы увидите людей, которые когда-то работали в «Ингосстрахе». С одной стороны, это хорошо – они с уважением и пониманием относятся к происходящему внутри компании. С другой – плохо, что люди, пришедшие в компанию, не находят для себя в определенный момент места для роста, упираются в потолок, появляются новые амбиции, они уходят. Но это жизнь. При этом мы, естественно, продолжим готовить для себя профессионалов. И стараться их сохранять. Рынок тоже существенно меняется – многие по-другому начинают ценить стабильность и репутацию. Переманивать людей в компании, не нацеленные на это, даже за существенно большие деньги, становится сложнее.
Я во многом разделяю видение ситуации на рынке, которое было и у бывшего генерального директора, и у команды. Оно во многом единое. Поэтому никаких искусственных шагов не будет, о чем я всем людям, работающим в компании, сказал еще при первой встрече. Записал даже видеообращение. Категорически не буду делать никаких резких изменений. Постараюсь максимально соблюсти преемственность. У нас есть масса корпоративных и частных клиентов, а страхование – это то, что строится на доверии. Поэтому никаких изменений в кадрах, прихода новых команд менеджеров ждать не стоит.
– Учитывая преемственность курса прежнего руководства, можно предположить, что курить в компании по-прежнему будет нельзя?
– Нет (смеется). На самом деле в этом мы немного расходимся, и я иногда и сам курю, но только (!) вне рабочего времени! В чем мы точно с Александром Валерьевичем совпадаем – в вопросах дисциплины. К сожалению (вздыхает), в такой большой компании, как «Ингосстрах», с тем числом областей, с которыми мы работаем, со всеми видами страхования, которыми мы занимаемся, от медицины до космоса, люди вовлечены в разные процессы и есть разные подходы к бизнесу. И если у людей не будет самодисциплины и дисциплины внутри компании, ею управлять невозможно. Коротко: дисциплина и курилка – вещи, которые не подвергнутся изменениям.
– У вас тоже трехлетний контракт?
– Да. Правда, в «Ингосстрахе» есть легенда про закон Шуравина – это топ-менеджер, очень долго проработавший в компании. Он обратил внимание на то, что в конце 90-х – начале 2000-х каждый новый генеральный директор работал [на этом посту] меньше, чем предыдущий. Но у меня горизонт планирования очень длинный. У меня нет проектного настроения, и, хотя понятно, что оценивать мои достижения – прерогатива совета директоров и акционеров, надеюсь, что я поработаю достаточно долго. Так что, может быть, теперь закон начнет работать в обратную сторону…
Если говорить о долгосрочности, сейчас мы обсуждаем строительство новой штаб-квартиры. У нас есть много офисов в Москве, где мы присутствуем, и бывает, что встречи для обсуждения проблем бывают затратны с точки зрения времени просто потому, что по Москве быстро передвигаться невозможно. Поэтому мы очень хотим построить для себя новый большой единый офис – штаб-квартиру «Ингосстраха», если хотите.
И когда архитекторы меня спрашивают о горизонте планирования, отвечаю: бесконечность. Это «Ингосстрах», я не вижу конца истории, нет горизонта.
– В новой Москве?
– Нет, нет, к счастью, нет. У нас в собственности есть участок – на внешней стороне ТТК на пересечении со Звенигородским шоссе. Осталось согласовать архитектурное решение, которое устроит и город, и нас. Мы обсуждаем, что будет там вокруг, это удачное место, там сейчас промзона. Наша концепция играет на противопоставление «Сити»: в голове у нас сейчас выстраиваются горизонтальные формы – просто любые вертикали на фоне «Сити» – это не будет выглядеть серьезно. Посмотрим, что у нас получится. Думаем о комплексе зданий с разной этажностью. При этом проект должен быть очень удобен для клиентов и с точки зрения пешего визита, и на автомобиле. Весь первый уровень должен быть открытым. Концепция в чем-то, наверное, перекликается с «Белой площадью». Объект должен стать некой точкой притяжения. Все остальное должно быть привязано к нему, социальные и развлекательные объекты, клиника «Будь здоров!», хочется спортивное заведение, фитнес-зал или бассейн. Все-таки график у людей выматывающий, и хочется, чтобы у них была возможность привести себя в порядок. При этом компания обязательно сохранит исторический офис на Пятницкой.
– Храмовый комплекс, как на «Белой площади», тоже будет?
– Мы вне политики и религии. На самом деле «Белая площадь» создала новое общественное место в городе. Теперь тут еще «Белые сады», и жизнь кипит. И мы работаем с тем же архитектурным бюро – ABD Architects Бориса Левянта.
– Насколько долгосрочны планы по строительству?
– Мы его уже достаточно давно обсуждаем – уже пару лет. Пока искали и приобретали землю, сейчас проект согласовываем. Еще года два-три. С этим проектом мы никуда не торопимся.
– Сейчас пообещаете – будет цель.
– Давать обещания ради обещания? Зачем? Но это точно моя внутренняя цель.
– Стратегия «Ингосстраха» тоже останется прежней? Компания продолжит сокращать бизнес в автостраховании, как это заявлял предыдущий глава компании?
– Я много лет был сторонником долгосрочных стратегий и думал, что правильный подход – это пригласить консультантов, которые бы изучили рынок, дали какие-то комментарии, новые идеи, написали суперсовременную стратегию на 200 страницах. Но сейчас мир меняется настолько быстро, что мы просто не успеем, если пойдем по этому пути. Мое видение успеха «Ингосстраха» – он должен развиваться и действовать еще быстрее, чем раньше, опережая внешние изменения. Мы могли еще в прошлом году написать очередную долгосрочную стратегию, но уже в этом году она бы претерпела изменения настолько существенные, что теряется смысл это делать.
На рынке моторного страхования кризис, и в кризис приходится принимать сложные и очень быстрые решения – в части сокращения и персонала, и бизнеса. Но важно, что это сокращение неприбыльного бизнеса. Сейчас наш залог успеха – в быстром вычленении качественного прибыльного бизнеса. Мы это умеем делать – и, надеюсь, лучше других.
– Стратегия в отсутствии стратегии.
– Не совсем. Сейчас стратегия в том, что мы умеем быстро меняться. Конечно, в каждый определенный момент мы преследуем какую-то стратегическую цель. В конечном итоге стратегия любого бизнеса в том, что он должен приносить прибыль акционерам. А вот что для этого нужно делать – ответ меняется слишком часто, чтобы его здесь озвучивать.
– Сокращение неприбыльного бизнеса должно повлечь сокращение издержек. На чем будете экономить?
– Мне кажется, любая стратегия состоит из двух частей. Первая – гигиеническая: в любом бизнесе надо всегда сокращать издержки. В идеальной картине их должно быть крайне мало. В страховании, например, в идеале компании должны стать более электронными, процессы – автоматическими, урегулирование – удаленным, а посредники – получать меньше и меньше. Но это цель, сколько мы к ней будем идти – тоже вопрос.
– Вы сторонник идеи электронного полиса?
– Мы все живем в электронном мире. Это заставляет нас сегодня инвестировать в эти процессы, чтобы в будущем сократить издержки.
– Но не все на рынке поддерживают идею электронного полиса, иначе бы он давно появился.
– Нет ответа на этот вопрос. Если кто-то и противодействует, то, наверное, потому, что не умеет это делать, или есть другие причины, по которым они не хотят это сделать. А ведь с помощью этих процессов можно масштабировать процессы и экономить на них значительно.
– Да, но понадобятся масштабные затраты на внедрение.
– В любом случае государство – за, надзор тоже поддерживает идею. Электронный полис – это не просто так. У нас уже есть свои мобильные приложения, и скоро любой наш полис можно будет купить через любой iPhone или коммуникатор. Много уже продается. Например, страхование выезжающих за рубеж – продажи через онлайн-канал растут постоянно. Также мы рассматриваем различные предложения и интересные идеи, связанные с использованием массивов данных, провайдерами сотовой связи, что может дать нам множество прогрессивных прорывных возможностей. Эта информация может позволить качественней отсеивать мошенников, давать более точный тариф каждому клиенту. Именно в этих тонких настройках залог успеха. Здесь сдерживают не столько конкуренты, сколько пробелы в законодательстве. Увы, идея движется медленней, я обеими руками за нее.
– Доля «Ингосстраха» на рынке ОСАГО прекратит сокращаться?
– На выходе ряд решений Госдумы и регулятора, новая версия закона, тарифов. Все будет зависеть от них. Понятно, что мы будем стараться минимизировать убытки в тех местах, где мы можем это сделать.
Если мы поймем, что сможем поддерживать убыточность на нормальном уровне, например после увеличения тарифов, мы оставим все по-прежнему. Если убыточность продолжит расти, акционеры мне это как генеральному директору не простят.
– Уже можно предположить, что в этом году все страховщики, которые традиционно и в рамках требований регулятора имеют консервативную инвестиционную политику, столкнутся с проблемой получения доходности от инвестиций. На чем намерен зарабатывать «Ингосстрах»?
– Мы всегда были крайне консервативны. Рисковать деньгами акционеров и клиентов принципиально неправильно. Мы отталкиваемся от того, какой уровень риска готовы брать на себя, и поэтому никогда суперприбылей от инвестиций не получали.
Если говорить о прибыльности страхового бизнеса, у нас есть перспективы и в рознице, и в корпоративном секторе. Есть отдельный проект развития высокомаржинальных продуктов в рознице. В первую очередь это страхование имущества физлиц.
– Залогового имущества по ипотечным программам?
– И так, и так. Это ипотека и страхование не обремененных залогом объектов.
– Прежний глава «Ингосстраха» не был сторонником зарабатывать на столь распространенном сейчас на рынке страховании рисков заемщиков. Не может «Ингосстрах-Жизнь» активно начать работать с банками по подобным программам?
– А я абсолютно согласен с ним. Когда платится 90% комиссионных и более – это никакое не страхование. Скажу больше: в моем видении в идеальной страховой компании большая часть денег, полученных от страхователя, должна возвращаться ему назад в виде страховых выплат и только совсем немного – тратиться на продажи в виде комиссионных и на расходы самого страховщика, так называемые РВД. Когда страхователю возвращается 2–2,5% – это не страхование. Рано или поздно тот формат, в котором активно работают некоторые банкостраховщики, отомрет.
– Руку приложите?
– Да. Хотя бы тем, что мы не будем участвовать в подобных проектах. По одной простой причине: мы хотим, чтобы клиент уважительно относился к нам. А он сможет это делать, лишь когда мы не только начнем эффективно продавать продукты, но и качественно урегулировать убыток. Это очень хорошо видно на примере тех видов страхования, где мы уже очень успешны.
– Как вы попали в страхование?
– Я работал во многих интересных местах. И мне всегда нравились проекты, в которых я участвовал. С 1999 по 2004 гг., например, я работал в инвестиционной компании «Сан груп» – начал с того, что полтора года был финансовым директором Воронежской кондитерской фабрики и прожил там это время, несмотря на то что сам из Петербурга. А в
Просто само качество людей, которые там обучались, – это потрясающий уровень, и считаю, что Чикагский университет – один из лучших в мире, его можно сравнивать с Уортоном, Гарвардом, Йелем, но именно в сфере финансов это лучший университет в мире. Продолжая общаться, при этом, как я и говорил, ты получаешь доступ к клубу Alumni, в который попадают все новые выпускники. Выпускникам одного университета проще общаться между собой. В Москве клуб Alumni существует уже 15 лет, университет умеет поддерживать отношения между выпускниками.
Я искренне рад, что тогда решился.
Именно там я подружился с человеком, который меня впоследствии позвал в страхование, бывшим главой СК «Наста» (позже «Цюрих») Гарри Делбой. И мы за два года учебы очень сильно подружились. Когда ему в апреле
– Насколько помню, «Насту» продали с лучшим тогда мультипликатором к сборам и капиталу.
– Для акционера это был очень хороший результат. Мы выполнили свою задачу на 100%, у нас среди покупателей и претендентов были лучшие имена западного рынка, в сам процесс были вовлечены лучшие инвестбанки. Мне тогда это дало возможность и опыт общения с первыми лицами крупнейших мировых страховщиков. На мой взгляд, «Цюрих» был лучшим претендентом. Как мы видим сегодня, к сожалению, у них тоже не очень получилось (компания недавно объявила о сокращении продаж и частичном сворачивании операций на территории РФ. – «Ведомости»). Компания практически сворачивает розничный бизнес, чем, как мы в свое время надеялись, «Цюрих» сможет воспользоваться. В чем-то это еще раз доказывает, что Россия отличается от других стран, здесь не всегда получается применять чужие практики управления.
– Если западные санкции станут более широкими, они могут создать проблемы страховому рынку России?
– Не хочется спекулировать на эту тему. По состоянию на настоящий день я не очень в это верю. Мир стал трансграничным, особенно в сфере перестрахования. Без передачи рисков в Lloyd’s, на американский или иной другой рынок – очень сложно. Нельзя все риски хранить внутри страны. Принцип перестрахования – в распределении и усреднении между всеми участниками рынка в периоде времени. Это будет неправильно, и не думаю, что это произойдет.
Биография
Родился в
2001 – финансовый контролер в московском представительстве SUN Capital Partners Consultants.
2004 – стал исполнительным вице-президентом страховой компании «Наста».
2007 – управляющий директор сектора финансовых услуг в группе «Базовый элемент», заместитель председателя совета директоров «Ингосстраха».
2014 – занял пост генерального директора «Ингосстраха».
Миллиарды рублей под водой
17 сентября прошлого года на строящейся Загорской ГАЭС-2 (на фото) произошло подтопление здания станции из нижнего бассейна через деформационные швы станционного узла. Имущество и оборудование станции были застрахованы в СОГАЗе, строительно-монтажные риски – в «Ингосстрахе» и «АльфаСтраховании». «Совершенно очевидно, что ущерб нанесен и что в свое время он станет одним из бизнес-кейсов – как один из самых сложных примеров урегулирования», – говорит Михаил Волков. По его словам, пока у компании нет полной информации и окончательного решения, что будет дальше: «Идут работы и со стороны страхователя, и лосс-аджастеров, и сюрвейров (специалисты, организующие оценку ущерба. – «Ведомости») над анализом того, что там произошло… До сих пор нет полного доступа к объекту – там все пока залито водой. И чтобы признавать убыток, нам надо будет смотреть на условия каждого полиса, где-то есть какие-то исключения, где-то своя специфика. По результатам переговоров со страхователем («Русгидро». – «Ведомости») мы продолжим переговоры с перестраховщиками. Но очевидно, что ущерб существенный. Пока под возможную выплату зарезервировано 5,9 млрд руб., но это только предварительный резерв. И большая часть этого резерва в случае выплат будет покрыта перестраховщиками». По предварительным оценкам, застрахованный ущерб по Загорской ГАЭС-2 может достичь 12–14 млрд руб.
ОСАО «Ингосстрах» – страховая компания. Акционеры: ООО «Гранит» – 16,29%, ООО «Бекар-сервис» – 16,03%, ООО «Инвестиционная инициатива» – 15,85%, ООО «Новый капитал» – 15,85%, ООО «Софт-Карат» – 15,68%, ООО «Вега» – 6,75%, Олег Дерипаска (10%). Уставный капитал – 2,5 млрд руб. Сборы (РСБУ,
«Ингосстрах» в цифрах, млн руб.
Год |
Премия-брутто |
Выплаты-брутто |
Чистая прибыль / убыток |
Собственные средства |
2009 |
48541 |
33199 |
1615 |
13574 |
2010 |
44602 |
30313 |
2608 |
16052 |
2011 |
56071 |
27953 |
2317 |
19415 |
2012 |
71740 |
42191 |
1830 |
21486 |
2013 |
70876 |
42536 |
519 |
22142 |
Источник: РСБУ
Источник: Ведомости, №73, 24.04.14
Автор: Нехайчук Ю.